Структура
Акционерное общество «Конструкторское бюро химического машиностроения имени Алексея Михайловича Исаева» (АО КБХМ) – одно из ведущих конструкторских бюро России в области разработки, испытаний и производства жидкостных ракетных двигателей, двигательных установок и жидкостных ракетных двигателей малой тяги. Расположено в наукограде Королев. Градообразующее предприятие.
Структура
- Конструкторское бюро
- Опытное производство с возможностью ведения серийного производства
- Подразделения организации вспомогательного производства
- Экспериментальные подразделения со стендовой базой для холодных и огневых испытаний
Лицензии
- Разработка изделий ракетно-космической техники
- Изготовление изделий ракетно-космической техники
- Производство (серийное) изделий ракетно-космической техники
- Испытание изделий ракетно-космической техники
- Продление установленных ресурсов и срока службы изделий ракетно-космической техники
Наименование изделий
- Двигательные установки ракет носителей
- Двигательные установки разгонных блоков, блоков выведения и космических аппаратов
- Камеры сгорания
- Турбонасосные агрегаты. системы измерений в составе двигательных установок
- Агрегаты пневмогидросистем двигательных установок, подлежащие самостоятельной поставке по результатам испытаний.
- Баки и шары-баллоны, в том числе из композитных материалов
- Системы торможения и посадки космических аппаратов исследования планет, их спутников и иных космических тел
- Прочие элементы двигательных установок, не вошедшие в перечень
Структура АО «КБхиммаш им. А.М. Исаева»
В структуру КБ входят специализированные подразделения, обеспечивающие конструкторскую разработку двигателей, двигательных и энергетических установок, двигателей малой тяги, а также их агрегатов и систем: топливных баков, камер сгорания и газогенераторов, турбонасосных и турбокомпрессорных агрегатов, агрегатов автоматики и регулирования. Разработка проектно-расчетной документации проводится в головном проектном отделе. В КБ входят подразделения по разработке специального нестандартного оборудования для испытательных стендов, специальной тары и укупорки изделий, а также отделы стандартизации, патентной и научно-технической информации.
Сегодня конструкторское бюро – современный проектно-конструкторский комплекс, обеспечивающий высокий уровень проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, постановку на производство, авторский надзор и техническое сопровождение разрабатываемых изделий в опытном производстве и на серийных заводах.
При разработке изделий используется современная компьютерная техника и программное обеспечение, позволяющие применять методы 3D-проектирования, математического моделирования, термодинамических, газодинамических, гидравлических, тепловых, прочностных расчетов и статистической обработки данных.
В состав опытного производства входят компактно расположенные цеха и производственные участки, обеспечивающие изготовление, сборку и заводские испытания всей номенклатуры разрабатываемых конструкторским бюро ЖРД, ЖРДУ, ЖРДМТ и энергетических установок, агрегатов автоматики, камер сгорания, газогенераторов, турбонасосных агрегатов и узлов общей сборки с применением всех необходимых для полного цикла изготовления технологий.
Кроме общемашиностроительных технологий в опытном производстве применяются специальные уникальные технологии: пайка разнородных материалов, диффузионная сварка в вакууме, электронно-лучевая сварка, специальные виды сварки в среде инертных газов, плазменное и диффузионное нанесение специальных термостойких комбинированных покрытий, электроэрозионная обработка лопаток турбин и каналов малоразмерных форсунок, изготовление композитных неметаллических элементов конструкции, точное литье и горячая штамповка деталей из специальных сплавов, многокоординатная механическая обработка с использованием специально разработанного инструмента и программного обеспечения. Используется более 30 видов гальванических процессов. Изготавливаются, в кооперации с разработчиками специального оборудования, опытные образцы изделий с применением аддитивных технологий.
Экспериментальная испытательная база на основной площадке предприятия специализирована на проведении стендовых холодных испытаний двигателей и их агрегатов, на метрологическом обеспечении испытаний и производства, на внедрении средств и систем измерений, управления и контроля, а также обеспечения технологическими рабочими телами.
Удаленное научно-испытательное подразделение (НИО-9) расположено в Воскресенском районе Московской области.
Испытательная база НИО-9 представляет собой мощный высокотехнологичный испытательный комплекс с 12 действующими огневыми стендами и развитой инфраструктурой, обеспечивающий проведение огневых испытаний ЖРД, ДУ ЖРД, ЖРД МТ, агрегатов ЖРД (ТНА, ГГ, дроссели, арматура управления и регулирования ЖРД) тягой от 0,6 килограмм до 10 тонн.
НИО-9 занимает территорию размером 71 га. производственной площадки и 29 га. предзоны на которой размещено 133 здания и сооружения.
В настоящее время проводятся испытания ЖРД, ДУ ЖРД, ЖРД МТ, агрегатов ЖРД для объектов: КК «Союз –ТМА», «Прогресс –М», «Фрегат», «Фрегат СБ», «Экзо-Марс», ПТК и других.
Заказчиками продукции являются
ПАО «РКК «Энергия», АО «НПО им. С.А. Лавочкина», АО РКЦ «Прогресс», АО «КБ «Арсенал», АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», ПАО «Протон-ПМ».
В среднем в год проходят испытания до 80 изделий 15-20 наименований по программам КИ, КВИ, КТИ, ППИ, СПИ.
За годы своего существования предприятие внесло заметный вклад в развитие космической техники
За годы своего существования предприятие внесло заметный вклад в развитие космической техники
Структура АО «КБхиммаш им. А.М. Исаева»
С 1958 года разработано 12 двигательных установок и двигателей для космических кораблей Восток, Восход, Союз, Союз-Т, Союз-ТМ, Союз-ТМА, Прогресс, блоков космических станций Салют, Мир, МКС.
Разработаны и применены:
- двигательные установки с вытеснительной и турбонасосной системами подачи, обеспечивающие динамические операции на орбите и тормозной импульс при возвращении пилотируемых кораблей на Землю;
- двигатель для грузовых транспортных кораблей с турбонасосной системой подачи, обеспечивающий работу в двух режимах – в основном и в режиме перекачки топлива из транспортного корабля на станцию;
- схемные решения двигательных установок с вытеснительной системой подачи и конструкции агрегатов, обеспечивающие минимизацию непроизводительных потерь топлива и газа для управления работой агрегатов автоматики при многократных включениях;
- принципы схемного дублирования агрегатов и систем двигателей и двигательных установок;
- конструкции топливных баков с капиллярными, пленочными и металлическими диафрагменными разделительными устройствами для работы в условиях невесомости;
- безрамная конструкция блока топливных баков;
- методы и технологии обеспечения чистоты внутренних полостей двигательных установок.
С 1962 года разработаны 4 кислородно-водородных двигателя для разгонных блоков Р ракеты-носителя Л1-Н3, ракеты-носителя Протон, 12КРБ ракеты-носителя GSLV (Индия) и 3 типа опытных образцов криогенных двигателей на топливе О2+СПГ(СН4) и О2+Н2 для перспективных разгонных блоков.
Разработаны и применены:
- схемы и конструкции двигателей, камер сгорания, газогенераторов и турбонасосных агрегатов двигателей с замкнутой системой подачи, обеспечивающие энергетические характеристики на мировом уровне и многократные включения в космических условиях;
- схема и конструкция многофункционального двигателя, включающего блок тяги, рулевые блоки, блоки бустерных насосов, блок газового аккумулятора давления с пополняемым запасом рабочего газа при работе двигателя и блок электроуправляемых клапанов, обслуживающих системы двигателя и ДУ;
- схема двигателя и алгоритм двухрежимного запуска – безгазогенераторный режим на первой «критичной» стадии, переходящий в газогенераторный режим на квазистационарной завершающей стадии;
- схемно-конструктивные решения двигателя с открытой системой подачи для разгонных блоков ракет-носителей среднего класса, обеспечивающие энергетические характеристики на уровне двигателей с замкнутой системой подачи;
- впервые в мире испытанные опытные образцы полноразмерных (6 – 8 т.) двигателей с замкнутой системой подачи на топливе О2 + СПГ(СН4) в полной комплектации агрегатами.
С 1955 года разработано 16 двигателей космических аппаратов для проектов Луна-4 – Луна-24, Луна-Глоб, Луна-Грунт, Луна-Ресурс, Венера-1 – Венера-16, Вега-1, Вега-2, Марс-1 – Марс-7, Фобос, Фобос-Грунт.
Разработаны и применены:
- двигатели с вытеснительной, турбонасосной и комбинированной системами подачи, обеспечивающие работу с многократными включениями при длительных сроках активного существования в условиях воздействия факторов межпланетного космического пространства.
- схемы и конструкции двигателей, обеспечивающих до 3Х режимов тяги при коррекции орбиты, ориентации и стабилизации космических аппаратов;
- методы и технологии огневых приемо-сдаточных испытаний без переборки двигателей после испытания;
- методы стендовой отработки двигателей на «утяжеленных» режимах.
С 1970 года разработано 21 двигатель малой тяги на двухкомпонентных и однокомпонентном топливах для космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, связи, картографии и навигации, научных космических исследований и для пилотируемых космических кораблей
Разработаны и применены:
- двигатели и их агрегаты с большим ресурсом по количеству включений и времени работы, с высокой частотой включений и широким диапазоном изменения скважности, с терморегулированием начального теплового состояния конструкции и ограничением теплопередачи в конструкцию ДУ;
- конструкции и технологии изготовления неохлаждаемых камер сгорания из жаропрочных сплавов с жаростойкими покрытиями, из композитных и аблирующих материалов;
- схемы форсуночных головок ряда двигателей малой тяги с унифицированными по конструкции и технологии элементами, обеспечивающие высокие характеристики и оптимальное распределение тепловых потоков в камеру сгорания;
- однокомпонентные двигатели с каталитическим и термокаталитическим разложением топлива, обеспечивающие характеристики, близкие к предельным;
- опытные образцы форсуночных головок, изготавливаемых с использованием аддитивных технологий.
С 1961 года разработано 21 двигательная установка для космических аппаратов для дистанционного зондирования земли.
Разработаны и применены:
- двигательные установки, обеспечивающие высокую динамическую активность космических аппаратов в течение всего времени эксплуатации в полете для коррекции орбиты, стабилизации, точной ориентации и маневрирования;
- комплексные двигательные установки, объединяющие блок баков, блок наддува, двигатель и блоки двигателей малой тяги с возможностью изменения состава блоков;
- блоки хранения и подачи однокомпонентного топлива с испарительной системой подачи;
- конструкции и технологии изготовления баков, обеспечивающие сохранение стабильности свойств однокомпонентного топлива при длительной эксплуатации;
- конструкции двигательных установок и технологии, обеспечивающие заправку «деаэрированных» компонентов топлива.