История

История конструкторского бюро

Конструкторское бюро химического машиностроения имени Алексея Михайловича Исаева (КБХМ) – одна из ведущих организаций отечественного ракетного двигателестроения. Это научно-исследовательское, проектно-конструкторское и производственное предприятие.

Первым руководителем коллектива энтузиастов в развитии конструирования жидкостных ракетных двигателей был Алексей Исаев – молодой, уже опытный инженер, создатель первого реактивного истребителя БИ-1.

Даты

21 июня 1943 года

Руководитель авиационного завода №293 Виктор Фёдорович Болховитинов для обеспечения разработок самолётов с ЖРД образовал подразделение для разработки этих новых двигателей.

1948 год

В 1948 году подразделение А.М. Исаева было переведено в головной институт ракетной техники НИИ-88. На основе этого подразделения было создано ОКБ-2.

1959 год

ОКБ-2 было выведено из состава НИИ-88 в самостоятельную организацию. Исаевскому коллективу было поручено разработать тормозную двигательную установку (ТДУ-1) для первого космического аппарата «Восток-1», поднявшего человека на околоземную орбиту. Команда ОКБ-2 с задачей справилась: Юрий Гагарин совершил успешную посадку.

1967 год

ОКБ-2 было переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения.

1991 год

КБХМ было присвоено имя – Алексея Михайловича Исаева. Трудовой Коллектив двигателистов КБХМ в настоящее время по праву является наследником научных и производственных традиций, заложенных советским инженером-двигателистом, Героем Социалистического труда СССР, лауреатом Ленинской и Государственной премии СССР Алексеем Михайловичем Исаевым и его учениками.

Исаевская школа двигателестроения

Исаев Алексей Михайлович
Огромный вклад А.М. Исаева и его ОКБ в развитие ракетного двигателестроения востребован и сегодня видится особенно отчётливо. Большой объём, назначаемые сроки выполнения работ, сложность и новизна технических проблем, напряженные темпы создания ракетной техники требовали от коллектива ОКБ слаженной, напряженной работы, высокой творческой отдачи. Алексей Михайлович очень много сил и энергии отдавал созданию и сплочению коллектива КБ. Ему удалось создать особый «исаевский» стиль творческих взаимоотношений, основанный на доверии, порождающий огромный энтузиазм, творческую инициативу, изобретательность и ответственность. Сегодня коллектив предприятия – участник масштабного и амбициозного исследовательского проекта «ЭкзоМарс». В совместной программе Европейского космического агентства (ЕКА) и госкорпорации «Роскосмос» по исследованию Марса российская сторона отвечает за спускаемый аппарат, который доставит на планету посадочную платформу и марсоход. После съезда марсохода платформа начнёт работать как долгоживущая автономная научная станция. На её борту будет установлен комплекс научной аппаратуры для изучения состава и свойств поверхности Марса. Достижение научных целей миссии «ЭкзоМарс» в буквальном смысле станет вкладом в исследование космоса мирового масштаба. Конкретно перед КБХМ были поставлены задачи по разработке тормозного двигателя посадочной платформы и агрегатов автоматики пневмоблока двигательной установки (редуктора, гидроредуктора и пироклапана). Авторитет и престиж предприятия в современных условиях не может быть выстроен исключительно на проверенных разработках. В настоящее время в научно-технической среде реального сектора экономики формируется устойчивый спрос на инновационную высокотехнологичную продукцию. Высококвалифицированный коллектив предприятия принимает вызовы времени. Подтверждая статус ведущего КБ отрасли в области жидкостного ракетного двигателестроения, КБХМ активно участвует в научно-исследовательских разработках, в том числе и за периметром госкорпорации «Роскосмос».